КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ в старшей группе Музыкальная гостиная «Зимняя сказка в произведениях русской классической музыки»
20.12.2018
Музыкально гостиная «Зимняя сказка в
произведениях русской классической музыки»
Задачи:
- развивать речь как средство общения: - обогащать речь детей,
прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
- помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом;
развивать музыкальные и творческие
способности детей:
- учить самостоятельно, определять
характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на
него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать
двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух;
- совершенствовать умение играть в
оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных
инструментах; расширять музыкальный кругозор.
Ход занятия.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова. Дети заходят
в музыкальный зал и рассаживаются.
Воспитатель:
- Добрый день, дети. Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы
поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка.
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья
наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом,
а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки
хрустальных цветов, фантастические замки.
Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы.
Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
Воспитатель:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама,
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами,
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою,
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
Проказам матушки зимы.
Воспитатель:
- Попробуем ненадолго перенестись на
100 лет назад, в гостиную, где собирались русские дворяне, а музыка поможет нам
в этом.
Воспитатель:
- Да, … тогда были гостиные домашнего музыцирования. В любой, уважающей себя
семье, в гостиной имелись гитара или рояль. А иногда и то, и другое. В
зимние долгие вечера вся семья
собиралась в гостиной, кто-то брал в руки гитару или садился за рояль и зал
наполнялся звуками. Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о
ней. Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту,
чистые, ясные сверкающие краски. Только самому внимательному слушателю музыка
откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы
услышите: дуновение ветерка, шелест тихо падающих снежинок или завывания вьюги
или же хруст снега на морозе…
- А что за музыка звучит
сейчас?
Аккомпанировала на фортепиано
Щеглова Ирина Владимировна. Исполнила отрывки из пьес
«Декабрь», «Январь», «Февраль» П. И. Чайковского
Воспитатель:
- Прозвучала пьеса «Декабрь»
композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
- Конечно, эта музыка вам хорошо знакома.
- Ребята, мы с вами знаем и песни о
зиме. Споём одну из них.
Песня «Белая дорожка»
Воспитатель:
- Зима,… какая она? (Холодная, суровая, вьюжная, пушистая,
мягкая, красивая, заботливая).
Воспитатель:
- Какие звуки можно услышать зимой? (Скрип
снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги). Верно. А вот полёт лёгких воздушных
снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку.
Сейчас мы услышим «Вальс снежинок» П. И. Чайковского.
Звучит «Вальс снежинок» П. И. Чайковского.
Воспитатель:
- Чудесная музыка Чайковского из его балетов, альбома «Времена года» не может
оставить равнодушными никого.
- У какого ещё композитора есть альбом
«Времена года»?
- У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна»,
«Лето», «Осень», «Зима».
- Сейчас мы услышим фрагмент хорошо
знакомого вам концерта «Зима».
Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди.
Воспитатель:
- Какая зима в произведении Вивальди?
Как звучит музыка? (Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная,
беспокойная, холодная).
Воспитатель:
- Сам Вивальди так написал об этой музыке:
Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду.
- Зима дарит нам самые любимые
праздники, самые веселые забавы: игры в снежки, катание на санках, лыжах и коньках.
Воспитатель:
- Когда наступает тихий зимний вечер, становится темно вокруг и только
огоньки в окошках домов освещают путь заблудившемуся путнику. Присядем около
камина, отдохнем и посмотрим, как потрескивает огонь. А за окном кружатся в
зимнем вальсе серебряные снежные бабочки.
Танец «Снежные бабочки»
Воспитатель:
- Мы сегодня
с вами говорили о зиме, пели песни, слушали музыку великих композиторов.Вот
какая наша зима! Мы благодарим всех, кто посетил нашу музыкальную зимнюю
гостиную, и предлагаем в завершении нашего вечера спеть замечательную
современную песню композитора Е. Крылатова «Кабы не было зимы».
Песня «Кабыне было зимы» муз. Е.
Крылатова.
Гостеприимное чаепитие завершает занятие