Конспект интегрированного комплексного занятия образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Хозяйки Медной горы»
24.01.2023
Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного
края.
Задачи:
1.Закреплять знания сказов П.П.Бажова.
2. Прививать любовь и интерес к богатой
природе Урала, гордость за свою малую Родину.
3. Развивать умение отвечать на вопросы, применять знания,
полученные при чтении художественной литературы, в практической
деятельности, развивать
зрительно-двигательную и мелкую моторику рук.
4. Формировать творческие
способности детей.
Организация развивающей
предметно-пространственной среды:
Выставка книг П.П.Бажова.
Выставка
камней и изделий из самоцветов (украшения).
Ноутбук,
музыкальный центр (ИКТ).
Предварительная работа:
Знакомство
с биографией П.П.Бажова и его портретом;
Чтение
сказов П.П.Бажова, рассказывание детьми отрывков;
Просмотр
мультфильмов: «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Хозяйка медной горы».
Колесо
фортуны.
Рассматривание
иллюстраций.
Декор
по мотивам сказов.
Материал для продуктивной деятельности:
Клеенчатые подложки, клей с кисточкой, салфетки, влажные
салфетки, тарелочки с заготовками (нарезанный зеленый картон),силуэты ящерицы
на каждого ребенка.
Приветствие.
(звенит колокольчик)
В.:
- Попрошу подойти ко мне и сделать дружный круг.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа –
друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу,
поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!
- Как
вы думаете, почему люди любят собираться в круг?
(Чтобы узнать, о
чем мы сегодня будем говорить).
Вступительное слово.
В.: - Напомните мне, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Какими словами мы можем ее описать? (Большая, могучая, сильная,
красивая)
- Можно мне сказать? Наша страна богатая. Богатая на известных писателей,
художников, открывателей, спортсменов, мастеров.
Введениев
игровую ситуацию.
В.: - Куда сегодня
попадём?
- Хотите узнать?
- Кто хочет узнать, о ком будем
говорить, подскажет нам «Колесо фортуны».
(Воспитатель крутит «Колесо фортуны». Стрелка останавливается
на одной картинке из сказов
П.П. Бажова.)
- Смотрите,
на этой картине загадка. Прочтем?
Загадка.
Платье
цвета малахита,
В косе
ленты алые,
Глаза,
словно изумруды,-
Зеленые,
опасные. (Хозяйка Медной горы)
Проблемная ситуация.
Х.: - Ребята,
вы обратили внимание, на то, в каком
костюме я пришла?
(в костюме Хозяйки Медной
горы)
- Я поведу вас по сказам уральского сказочника
П.П. Бажова. Готовы?
- Давайте произнесём волшебные слова и
очутимся в сказке:
1, 2, 3 - повернись и в сказке окажись. ( Звучит музыка. Дети делают
оборот вокруг себя)
- Это кто пожаловал в мои заповедные места,
мастеровые люди или бездельники? (мастеровые)
- Зачем
пришли, богатства мои высматривать или поучиться? (поучиться)
- Ну, коли учиться, так другой разговор. Но вы, я
думаю, знаете, что в ученики к себе, беру не всякого.
- Помогите мне собрать камешки в мою Малахитовую шкатулку. (Ребенок берет
камешек, говорит слово – признак
человека и кладет в шкатулку).
Речевое упражнение
«Назови слова - признаки»
Х.: - Сказать какие люди живут на Урале? (Трудолюбивые,
честные, добрые, умные, работящие, заботливые, мудрые, храбрые, талантливые,
красивые, смелые, веселые, умелые).
- Правильно, только такие люди попадают ко мне.
Беседа о творчестве писателя П.П.Бажова
Х.: - Скажите, как зовут писателя, который
написал много сказов,который смог создать
великолепную книгу – «Малахитовая шкатулка»? (Павел Петрович Бажов).
- Как еще называют Павла Петровича Бажова? (Чудесным сказочником,
певцом родного Урала).
- Кого Павел Бажов оживлял в своих сказах? (проснулись
горы, заиграли камни, ожили добрые и злые чудовища, голубые змейки, яркие
ящерки).
- Я знаю, что вы, ребята, прочитали много сказов Павла Бажова.
- Хочу проверить вас, внимательно ли слушали и смотрели.
- Люблю я очень книги,
А вы? – Хочу я знать.
Попробуйте волшебные загадки отгадать.
Отгадаете загадку, сюрприз будет.
Загадки с показом иллюстраций на ноутбуке:
1. Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький
козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем
- каменья летят,
И россыпи их под
луною блестят.
С козликом рядом
кошка Мурёнка,
И смотрит на них
из окошка.(Дарёнка)
2.Козёл тот особенный был:
Правой ножкой о
камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой
появится. (Серебряное копытце)
2 слайд:
3.Сироткой рос мальчишечка:
Голубенькие глазоньки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в
маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу
обучался
И с самой Хозяйкой
медной,
Говорят в народе
знался. (Данила-мастер)
3 слайд:
4. Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса её чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза словно изумруды,
Волшебные, ясные. (Медной горы хозяйка)4 слайд:
5.
Чудесно зелена и знаменита, та чаша из резного… (малахита).
5
6.
Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь.
Бегает
среди камней, не угонишься за ней,
Ухватил
за хвост, но – ах! Удрала, а хвост в руках!
(Ящерица).
6 слайд:
Х.: - Из сказов Бажова много времени
проводили на улице, играли в народные игры. Мы тоже знаем одну – «Гори, гори ясно». Приглашаю всех отдохнуть ипоиграть. (Игра проводится под музыку).
Физминутка. Народная
игра «Гори, гори ясно»
Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять
направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность,
развивать ловкость, быстроту.
Ход
игры:
Дети
стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все
дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети
останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием
музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие
хором поют считалочку:
«Гори,
гори ясно,
Чтобы
не погасло,
Раз,
два, три!»
На
слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком.
После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг.
Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять
его.
Беседа.
Х.: - Молодцы ребята, знаете героев сказов
П.П.Бажова.
На Урале проживая,
знают дети или нет,
Что волшебным называют
каждый камень самоцвет.
В царство своё
приглашаю и богатством удивлю.
- Что в произведении «Серебряное копытце»
появлялось, на том месте, где козлик топал копытцем? (Драгоценные камни)
- Богатство моё состоит из драгоценных камней
– самоцветов.
- Как называют людей, которые работают с драгоценными камнями?
(Мастерами).
- Что мечтал сделать из камня Данила-мастер? (Каменный цветок)
- В кого превращалась
Хозяйка Медной горы? (в ящерицу)
- Вот я вам и предлагаю
выложить ящерицу из изумрудов.
- Готовы поучиться
мастерству, создавать изделия из
камней? (Готовы)
Превращение в мастеров.
Х.: - 1,2,3, 4,5 в мастеров вас буду превращать. (Звучит музыка. Дети делают оборот вокруг себя).
- Надеваем фартуки. (
Воспитатель помогает одеть детям фартуки и нарукавники)
- Обратите внимание, что на тарелочках лежат
заготовки разного оттенка, как и драгоценные камни - изумруды.
Самостоятельная деятельность
детей.
Дети проходят за столы и выполняют работу.
Выставка работ.
Х.: - По душе мне ваши
работы. Благодарю, вас, за ваш труд, старания, мастерство. У каждого мастера
вышла работа аккуратная, красивая. Спасибо за такой прекрасный подарок.
Подведение итогов.
Х.:- Я очень рада была встрече с вами, мне очень понравилось, как
здорово вы справились со всеми моими заданиями.
- В свою очередь тоже хочу вам сделать подарок. В
благодарность от меня примите книгу сказов
Павла Бажова. (Воспитатель
вручает книгу детям).
- Пора возвращаться в детский сад.
- 1, 2, 3, 4, 5 в детский сад возвращаемся опять. (Звучит
Музыка. Дети делают оборот вокруг себя).
Рефлексия деятельности.
Х.: - Поделитесь
своими впечатлениями о нашем путешествии? Что вам больше всего понравилось?
- Обязательно расскажите своим родителям о нашем путешествии по сказам
П.Бажова.
- Приглашаю
вас на просмотр фильма «Серебряное
копытце», студия Союзмультфильм,
режиссёр Г.Сокольский, 1977.
Литература:
1.
Федеральная
образовательная программа дошкольного образования
2.
В.
В. Гербова, Развитие речи в детском саду.
3.
Художественная
литература. Произведения П.П.Бажова «Серебряное копытце», «Каменный цветок»,
«Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка».
4.
Т.С.
Комарова, «Изобразительная деятельность
в детском саду».
5.
Пензулаева
Л.И. Перспективно - календарное планирование по физической культуре.
6. Интернет
ресурсы: infourok.ru, vk.com, maam.ru.
7. Фильм «Серебряное копытце», студия Союзмультфильм, режиссёр Г.Сокольский, 1977.
8. Картотека
ритуалов начала и окончания занятий.