Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе на тему «Свой край родной мы любим сердцем и душой»
04.09.2020
Задачи:
- Образовательная:
1. Закрепить знания детей о Республике, о нашем городе, о семье; умение
узнавать и называть государственные символы Республики; узнавать
достопримечательности родного города, называть разные виды транспорта; умение
называть особенности сезонных явлений.
2. Упражнять в умении называть и различать домашних и диких животных, птиц,
а также места их обитания.
3. Закрепить умение называть членов своей семьи.
4. Упражнять в умении понимать возрастные различия; называть свой домашний адрес.
- Развивающая:
1. Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия.
2. Развивать мышление и внимание.
3. Расширять представления об окружающем мире.
-Воспитательная:
1. Воспитывать чувства патриотизма, доброту,
умение действовать сообща, умение слушать внимательно воспитателя.
Ход занятия.
Воспитатель: Друзья мои, давайте соберемся все в круг, возьмемся за руки. Я
улыбнусь вам, а вы улыбнетесь, друг
другу и нашим гостям, чтобы у нас было хорошее настроение весь день. Давайте
поздороваемся с нашими гостями, ребята! (Здороваются
и присаживаются на стульчики).
Звучит отрывок из песни М.Бернеса «С
чего начинается Родина».
Воспитатель: - Ребята, вы прослушали отрывок из песни «С чего начинается
Родина». Кто скажет, о чём эта песня?
Дети: О Родине.
Воспитатель: Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о
Родине. Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у
каждого человека одна. И вот сегодня я хочу вам предложить отправиться в
небольшое путешествие по нашей Родине.
Ребята, а на чем можно путешествовать?
Дети: На самолете, автобусе и т. д.
Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на самолете.
Мы садимся в самолет, (Дети
приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет,
встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в
стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди
обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают
руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают»
удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево,
вправо, говорят: «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Первая станция «Наша Республика»
Слайд № 1-3. (Ребенок читает,
заранее выученное, стихотворение «Люблю я город свой»)
Люблю я город свой,
Люблю я край родной,
И рада, что живу я
тут,
Где новых все открытий
ждут.
Наш город расцветает,
Как будто он живой.
И каждый гость пусть
знает,
Про город наш родной.
Воспитатель: А как называется наша Республика?
Дети: Донецкая Народная Республика.
Воспитатель: Кто мне подскажет, как называется главный город ДНР?
Дети: Донецк
Воспитатель: Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей Республике?
Дети: дончане
Воспитатель: А кто же управляет нашей Республикой?
Дети: Глава.
Воспитатель: Правильно, нашей Республикой управляет Александр Владимирович Захарченко. (Слайд № 4)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран и скажите, что изображено на нем?
Дети: флаг и герб Республики (Слайд № 5)
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Выбери нужное». Цель: закрепить зрительное
восприятие и знание государственной символики, развивать логическое мышление.
Ход игры: необходимо выбрать Флаг и Герб Республики из предоставленных
картинок разных флагов и гербов. (Ребята выполняют задание)
Дети: Гимн. (Слайд № 6)
Воспитатель: Правильно. А какие правила нужно соблюдать, когда слушаешь гимн.
Дети: Нужно встать, молчать.
Воспитатель: Гимн, герб и флаг – это особенные знаки, которые нужны нашей Республике,
чтобы объединять всех нас – всех людей – и взрослых, и детей, живущих в ДНР.
Воспитатель: В нашей родной Республике очень много городов и мы сейчас
отправимся в наш родной город. На каком транспорте мы с вами поедем (Слайд № 7,
уточнить у детей знания о данном транспорте)
Физкультминутка «Автобус»
Мы в автобусе сидим
Из окошечка глядим
Влево, вправо
посмотрите
Ничего не пропустите.
Остановка. Выходи.
И на улицу гляди.
Топай смело, без
тревоги –
Безопасней нет дороги.
Вторая станция «Мой родной город»
Воспитатель: Вот мы и прибыли в наш родной город. А как называется наш
город?
Дети: Шахтёрск
Воспитатель: А сейчас Дарина и Алина нам расскажет стихотворение про наш родной Шахтёрск.
Под шум моторов, стук
колёс
И вырос на семи ветрах
В донецких угольных
степях.
Кто к этой красоте
привык,
Тот любит славный свой
Катык,
И верит в будущность побед,
И защитит его от бед.
Шахтёрск, ты нашей
стал судьбой!
Ты дорог нам, Шахтёрск
родной!
Чтоб парки и сады
цвели
И дети счастливо
росли,
Чтобы гордились мы
тобой,
Живи всегда, Шахтёрск
родной!
Воспитатель: Спасибо. А сейчас я предлагаю вам разделиться на четыре
команды и собрать пазлы с изображением достопримечательностей нашего города.
Игра «Собери пазл» (Цель: развивать логическое мышление, моторику рук,
внимательность, умение работать в группе. Закрепить знания детей о
достопримечательностях родного города.
Ход игры: Дети, разделившись, на четыре команды собирают изображение
достопримечательностей. По окончании игры дети уточняют, что они собрали)
Воспитатель: А в каких местах нашего города вы любите гулять вместе с
родителями?
Ответы детей.
Воспитатель: А я люблю гулять в лесу, в парке. Сейчас какое время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: А что происходит весной в лесу, в парке?
Дети: (перечисляют природные явления, повадки животных и птиц весной)
Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в нашей местности? (Слайд № 8)
Дети: липа, ясень, клён, дуб
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что наша Республика богата не только
лесами, полями, реками, но еще в ней живет много птиц, животных. Назовите,
каких животных и птиц вы знаете.
Дети: лось, лиса, еж, кабан, заяц, сорока, дятел, лебедь, чайка… (Слайды №
9-10)
Воспитатель: И вот однажды все
животные нашей местности забыли, кто, где живет. И нужно помочь им найти свои
дома.
Дидактическая игра «Где чей дом?» (Закрепить умение различать и узнавать
животных, а также умение правильно определять среду их обитания.
Ход игры: ребятам предлагается классифицировать животных и соотнести их
местом обитания.)
Воспитатель: Молодцы ребята. Помогли всем животным найти свой дом. У всех животных есть свой дом, а у вас дом
есть?
Дети: Да.
Воспитатель: Отправляемся домой на автобусе.
Третья станция «Моя родная семья».
Воспитатель: Эта станция называется «Семейная».
Воспитатель: Семья и дом являются тоже нашей Родиной. Ребята, у вас у
каждого есть дом. А зачем он вам нужен?
Дети: Чтобы жить….
Воспитатель: А сейчас каждый из вас назовет свой адрес, по которому вы
живете.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Дом – это место, где человека любят, ждут и заботятся о нем. А
кто же ждет нас дома?
Дети: Мама, папа….
Воспитатель: А как вы ласково называете своих родных?
Дети: мамочка, папочка…
Воспитатель: А теперь давайте все вместе поиграем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Давайте
рассмотрим фотографии и угадаем, где, чья семья. Как одним словом можно назвать
всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья). Какими еще словами можно
назвать членов одной семьи? (родные, родственники).
(2-3 ребенка рассказывают о своей семье. Как зовут родных? Кто в семье
старше всех? Кто в семье младше всех? Что любят делать все вместе? Какие
праздники отмечают вместе?)
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что у вас есть семья, которая вас любит,
заботится и приходят на помощь.
Четвертая станция «Финишная»
Воспитатель: Наш маршрут закончился. И в заключении, я предлагаю вам немного поиграть
(с мячом) и вспомнить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого путешествия.
Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
1. Ребята, по какой Республике мы сегодня с вами путешествовали?
2. На каком транспорте мы с вами путешествовали?
3. В какие игры мы сегодня играли?
4. Какие достопримечательности мы видели?
5. Какая символика Республики?
Воспитатель: А сейчас я хочу вас всех поблагодарить и вручить каждому из
вас звание «Я гражданин Республики».
Воспитатель:
Нет на свете места
краше,
Чем Республика наша.
Здесь есть реки и
леса,
И прекрасные места.
Свой Донбасс мы очень любим,
Его всегда беречь мы
будем,
Ведь в нем с рожденья
мы живем
И любим больше с
каждым днем!
Детям вручаются значки, а на них надпись: «Я Гражданин!».