Конспект Открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «Русский национальный костюм»
Цели: Приобщать
дошкольников к истории национальной культуры.
Задачи:
Образовательные: Закрепить
знания детей о русском национальном костюме, о значении деталей костюма. Продолжать
формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми; побуждать детей
интересоваться смыслом новых слов.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному
искусству.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную
гордость за мастерство русского народа.
Словарная работа:
Прошлое, орнамент, подол, оберег, набойка, киянка.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
социально-коммуникативное развитие
Методы и приемы:
использование наглядности, художественного слова; проблемные вопросы;
рассматривание изделий народных костюмов; подведение итогов.
Ход деятельности:
Воспитатель:
- Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады вас видеть у себя в гостях.
- Подарит нашим
гостям ваши улыбки.
Пусть
наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет
всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит
нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться
счастьем и добром. (руки в стороны)
Воспитатель:
-
Вы любите путешествовать? Тогда
мы с вами отправимся в далекое прошлое. Подумайте, что такое - прошлое?
-
Возможно человеку оказаться в прошлом? (нет)
-
Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть
нельзя).
-
Что нам может помочь вернуться в прошлое? (рассуждение
детей)
-
Посмотрите, какой красивый старинный
сундучок. Он то и поможет нам!
-
Сундучок открывается, путешествие начинается!
Воспитатель:
-
Посмотрите, ребята, а сундучок то не пустой. (Достает куклу в русском костюме)
-
Какая необычная гостья, какой интересный у нее наряд! Подумайте, когда
носили такую одежду?
-
Как называется такой костюм? ( Русский народный костюм.)
-
Вы знаете, из чего состоит женский
русский народный костюм?
(Сорочка,
сарафан, душегрея, кокошник, ленточка)
-
Какие главные части мужской одежды? (Показ картинки). Поверх
рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.
-
Заметили, какой интересный узор вышит на одежде? Он называется орнаментом. По народному поверью вышивка не только
украшала одежду, но и служила оберегом, значит, оберегала, защищала. В
орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.
Например:
(показ и рассматривание иллюстраций) знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло,
добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. На что
похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит
нас, несет радость, веселье. Другой знак - засеянное поле. Он приносит счастье,
богатство, достаток.
Каждый
цвет в одежде обозначает что-то свое:
красный
- благополучие, хорошую жизнь,
желтый
- тепло и ласку;
синий
- радость;
черный
- богатство.
Воспитатель:
-
Посмотрите и в костюме нашей гостьи есть эти цвета. (Рассматривают костюм)
Вышивкой занимались с детства девицы.
Были к замужеству все — мастерицы.
Тонкий узор выводила рука:
Волнистая линия — это река.
Крест — огонь, а полоска — земля.
Квадрат с точками внутри — засеянные поля.
Наши русские узоры
Не стареют сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь скрывается секрет!
Воспитатель:
-
Обратите внимание, в каких местах украшалась одежда? (По краю рукава, подола,
воротника.) (Подол - нижняя часть одежды)
Воспитатель:
-
Вот, видите, оказывается, наши предки были большими
мастерами и умельцами, потому что они делали все своими руками. Вот и мы с вами
покажем, как умеем трудиться.
-
Как говорили наши предки - «Делу время, потехе час». (физминутка)
Воспитатель:
-
Ну, вот отдохнули, а теперь хотите сами создать оберег на одежде?
-Тогда
возьмите понравившийся вам вид одежды, на который вам необходимо будет нанести
оберег. На какую часть одежды мы будем наносить обереги? (Подол, края рукава,
ворот.)
Воспитатель:
- Молодцы,
ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и
осматривают работы.)
Воспитатель:
-
Недаром в народе говорили: «Дело мастера боится». Вот такими добрыми
мастерами сегодня были вы.
Воспитатель:
-
Наше занятие подошло к концу. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы
детей). Что вам понравилось на занятии? Мне сегодня очень понравилось, как вы
справились с заданием!