Конспект Открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «Русский национальный костюм»

Цели: Приобщать дошкольников к истории национальной культуры.

Задачи:

 Образовательные:  Закрепить знания детей о русском национальном костюме, о значении деталей костюма. Продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми; побуждать детей интересоваться смыслом новых слов.

Развивающие:  Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа.

Словарная работа:   Прошлое, орнамент, подол, оберег, набойка, киянка.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова; проблемные вопросы; рассматривание изделий народных костюмов; подведение итогов.

Ход деятельности:

Воспитатель:

- Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады вас видеть у себя в гостях.

- Подарит нашим гостям ваши улыбки.

 

Пусть наша добрая улыбка      (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом,   (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром.  (руки в стороны)

 

Воспитатель: 

- Вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся в далекое  прошлое. Подумайте, что такое - прошлое?

- Возможно человеку оказаться в прошлом? (нет)

- Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя).

- Что нам может помочь вернуться в прошлое? (рассуждение детей)

- Посмотрите, какой красивый старинный  сундучок. Он  то и поможет нам!

- Сундучок открывается, путешествие начинается!

 

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, а сундучок то не пустой. (Достает куклу в русском костюме)

- Какая необычная гостья, какой интересный у нее наряд! Подумайте,  когда носили такую одежду?

- Как называется такой костюм? ( Русский народный костюм.)

- Вы знаете,  из чего состоит  женский русский народный костюм?

(Сорочка, сарафан, душегрея, кокошник, ленточка)Хочу такой сайт

- Какие  главные части мужской одежды? (Показ картинки). Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.

- Заметили, какой интересный узор вышит на одежде? Он называется орнаментом.   По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, значит, оберегала, защищала. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

 

Например: (показ и рассматривание иллюстраций) знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Другой знак - засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

красный - благополучие, хорошую жизнь,

желтый - тепло и ласку;

синий - радость;

черный - богатство.

 

Воспитатель:

- Посмотрите и в костюме нашей гостьи есть эти цвета. (Рассматривают костюм)

Вышивкой занимались с детства девицы.
Были к замужеству все — мастерицы.

Тонкий узор выводила рука:
Волнистая линия — это река.
Крест — огонь, а полоска — земля.
Квадрат с точками внутри — засеянные поля.

Наши русские узоры  

Не стареют сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь скрывается секрет!

Воспитатель:  

- Обратите внимание, в каких местах украшалась одежда? (По краю рукава, подола, воротника.) (Подол - нижняя часть одежды)

 

Воспитатель: 

- Вот, видите, оказывается, наши предки были большими мастерами и умельцами, потому что они делали все своими руками. Вот и мы с вами покажем, как умеем трудиться.

- Как говорили наши предки - «Делу время, потехе час». (физминутка)

 

Воспитатель:

- Ну, вот отдохнули, а теперь хотите сами создать оберег на одежде? 

-Тогда возьмите понравившийся вам вид одежды, на который вам необходимо будет нанести оберег. На какую часть одежды мы будем наносить обереги? (Подол, края рукава, ворот.)

   

Воспитатель:

https://i.pinimg.com/736x/fd/a7/d5/fda7d5cadceebef39a44a30169e45be2--summer-clothing-diy-clothing.jpg- Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)

 

Воспитатель: 

- Недаром в народе говорили: «Дело мастера боится».  Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы. 

 

Воспитатель: 

- Наше занятие подошло  к концу. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей). Что вам понравилось на занятии? Мне сегодня очень понравилось, как вы справились с  заданием!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону + 7 (06255) 4-22-36.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».